Узлы КВ трансивера

         

Сетевой TRX


Узлы КВ трансивера

К сожалению, на момент подготовки информации для сайта не оказалось ни одного достаточно качественного фото этого трансивера. Автор на настоящий момент использует для работы Портативную версию. Изготавливать только для фотографии такой аппарат на сегодня - слишком дорогое удовольствие. Поэтому некоторые чёрно-белые фотки выложены для ознакомления, а вот качественного вида спереди пока нет. Остаётся надеяться на внимание пользователей этого трансивера - может кто-нибудь откликнется и пришлёт качественное фото. На чёрно-белых снимках можно рассмотреть внутреннее расположение плат и узлов.

Узлы KB трансивера

После повторения достаточно большого количества трансиверов, описанных в отечественной радиолюбительской литературе, этот вариант возник как “симбиоз” из отработанных и опробованных узлов. Основные его особенности это применение модификаций ковельских синтезаторов и довольно мощного выходного каскада на транзисторах. В итоге получился аппарат с весьма неплохими характеристиками, достаточно удобный в работе, Это чисто “сетевой” трансивер без возможности работы от аккумуляторов. Проблемы с электроэнергией в последние годы вынудили разработать еще несколько вариантов основных плат и трансиверов с однополярным питанием 12-13,8V. Этой темы в данной публикации пока касаться не буду, возможно, что следующее издание будет целиком посвящено вопросу трансивера с питанием от аккумуляторов. Такой трансивер создан в 1996 году и прошел испытание у многих радиолюбителей. Описываемый трансивер отрабатывался в 1994 году и на настоящий момент опробован в различных условиях. Упор был сделан на аппарат для повседневной работы. Хотя со слов UA6LPN он неплохо подходит и для DX работы, RV6AQ сравнивал с Р160 во время соревнований отдал предпочтение трансиверу как более удобному из-за сервиса синтезатора. Опасения в надежности транзисторного выходного каскада оказались напрасны. При выходной мощности до 100Вт выдерживается любой КСВ. Во время демонстрации возможностей, можно спокойно давать полную выходную мощность на всех девяти диапазонах на какую-нибудь “веревку”.


Понятно, что на такую “антенну” стрелка КСВ-метра одинаково отреагирует и на прямую и на обратную волну. Практически все варианты трансивера проходили испытания у радиолюбителей городка Константиновск, что находится в Ростовской губернии. Основной недостаток, отметил RX6LDG, это отсутствие возможности работы от аккумуляторов, трансивер получается достаточно габаритный и тяжелый и для любителей путешествий не подходит. Довольно длительные сравнения со своим Р399А проводил RK6LB, вывод трансивер выигрывает в “динамике”. К недостаткам можно отнести достаточно сложное получение узких полос пропускания для приема и относительно низкое быстродействие синтезатора, не позволяющее работать телеграфным VOXом полудуплексом с большими расстройками. Габариты трансивера 160х340х340мм. Размеры можно немного уменьшить, т.к. внутри много свободного места. Размер основной платы выбран для размещения в отсеке приемника TRX RA3AO. Первый вариант был выполнен в корпусе этого трансивера, но опыт эксплуатации показал тяжелый тепловой режим выходного каскада при мощности в 100Вт. Ее приходилось понижать до 60-70Вт или вводить вентилятор от блока питания компьютера IBM. Установленного в “дроздивер” радиатора размером 150х120мм для 100Вт выходной мощности недостаточно. Внутреннее содержание и расположение узлов приведено ниже. Компоновка трансивера, подобна Уралу 84М. Две продольные перегородки 155х315мм стягивают переднюю и заднюю панели. Задняя панель состоит из фрезерованного радиатора 340х120мм и панели разъёмов 340х40мм. Продольные перегородки стянуты перегородкой, отделяющей выходной каскад с блоком питания от отсека синтезатора, ее размер 225х155мм, установлена на расстоянии 140мм от задней панели. Отсек, в котором находится синтезатор, поделен, аналогично компоновке TRX Урал 84М на два уровня, сверху расположен синтезатор, а снизу плата формирователя SSB, CW и автоматики и плата CW ключа, высота нижнего отсека 40мм от дна. Здесь перегородка (шасси) 225х150мм. Если смотреть спереди, в левой нише, образованной продольной перегородкой и боковой стенкой (б5мм) расположена основная плата и одна над другой две платы ДПФов.


В правой нише между продольной перегородкой и боковой стенкой (40мм) расположены платы ФНЧ и КСВ-метра с узлом ALC. Силовик (ТС-180 ) устанавливается вертикально справа на перегородке, соединяющей продольные перегородки. Слева на этой же перегородке плата выпрямителей блока питания. В этом же отсеке на левой продольной перегородке расположена плата первого каскада линейки усилителя мощности и стабилизаторы КРЕН. Плата дешифратора с ключами в отсеке синтезатора. Изнутри к передней панели крепится плата индикации на ИВ-18.

Основная плата
Смеситель и УВЧ описание схема монтажка фото1 , фото2 , фото3
УПЧ схема
УНЧ и АРУ схема ---
Кварцевые фильтры описание схема
Синтезатор
Синтезатор наZ80 описание схема --- --- фото
ГУНы универсальная плата схема дорожки монтажка фото
ГУНы на полевиках --- --- ---
ГУНы на биполярниках схема монтажка
Индикация на ИВ-18 схема монтажка
Индикация на АЛСах схема монтажка фото
Усилители ШПУ
Первый каскад передатчика и ДПФы описание схема --- --- ---
ШПУ 24В схема дорожки монтажка фото
ФНЧ и ALC схема дорожки верх , дорожки низ ---
Автоматика
Формирователи CW , SSB и автоматика описание схема монтажка фото1 , фото2
Дешифратор схема монтажка ---
Блок питания описание схема монтажка фото
Фотографии внешних видов трансиверов и их "начинки"
Фотографии трансивера снаружи фото1 , фото2
Фотографии начинки фото1, фото2, фото3, фото4, фото5, фото6, фото7, фото8, фото9, фото10
Литература:

Ралиолюбитель 1995г. №11, 12, 7; 1996г. №3, 4,5; 1994г. №1. Дроздов. Любительские KB трансиверы. М. Радио и связь 1998г. Першин. Трансивер Урал 84М. “30 и 31 выставки радиолюбителей”. Богданович. РПУ с большим динамическим диапазоном. М. Радио и связь. 1984г. Мясников. Одноплатный универсальный тракт. Радио №8 1990г. Рэд Э. Справочное пособие по высокочастотной схемотехнике. Изд. Мир, 1990г. Ж. Радиолюбитель КВ и УКВ 1997г. № 10,11