Энциклопедия 3ds max 6

         

После выбора родительских поверхностей (а) по линии их пересечения строится NURBS-кривая (б)



Рис. 13.159. После выбора родительских поверхностей (а) по линии их пересечения строится NURBS-кривая (б)


Пока инструмент создания кривой пересечения еще активен, можете выполнить настройку ее параметров: Trim 1 (Обрезка 1), Trim 2 (Обрезка 2) - флажки, включающие режим обрезки каждой из родительских поверхностей по границе созданной линии; Flip Trim 1 (Перевернуть обрезку 1), Flip Trim 2 (Перевернуть обрезку 2) - служат для смены обрезаемой и оставляемой частей поверхностей; U Seed (Отсчет по U), V Seed (Отсчет по V) - служат для перемещения точки отсчета, соответствующей месту щелчка кнопкой мыши на первой из двух поверхностей, по координатам U и V. Эта точка обозначается желтым квадратиком. Если родительские поверхности имеют еще одно пересечение, то, как только квадратик отсчета сместится ближе к этому пересечению, кривая пересечения будет перенесена на новое место. Для выключения режима создания NURBS-кривой среза щелкните правой кнопкой мыши.

Если перейти на уровень подобъекта Curve (Кривая) и выделить кривую пересечения, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Surf-Surf Intersection Curve (Кривая пересечения поверхностей), отличающийся от аналогичного свитка, показанного выше на рис. 13.158, наличием двух кнопок: Replace Frist Surface (Заменить первую поверхность) и Replace Second Surface (Заменить вторую поверхность). Для замены любой из родительских поверхностей щелкните на одной из этих кнопок, а затем - на новой поверхности из состава той же NURBS-коллекции. Кривая будет перестроена вдоль линии пересечения указанных поверхностей.



Свиток Iso Curve (Изолиния) с параметрами инструмента создания U- или V-изолиний NURBS-поверхностей



Рис. 13.160. Свиток Iso Curve (Изолиния) с параметрами инструмента создания U- или V-изолиний NURBS-поверхностей




Переместите курсор в любое из окон проекций, где он примет вид стрелки со значком, соответствующим значку на кнопке. Установите курсор на NURBS-поверхность. Курсор примет вид крестика, и в точке расположения курсора будет построена линия сечения поверхности плоскостью вдоль координаты U или V (рис. 13.161). Щелкните кнопкой мыши, чтобы зафиксировать положение изолинии, которая изобразится зеленым цветом. Место щелчка обозначится желтым квадратиком. Продолжайте двигать курсор и строить новые изолинии.









В месте расположения курсора построена V-изолиния NURBS-поверхности



Рис. 13.161. В месте расположения курсора построена V-изолиния NURBS-поверхности


Пока инструмент создания изолиний еще активен, настройте следующие параметры последней из созданных кривых (настройку параметров любой из изолиний следует производить после ее выделения на уровне подобъекта Curve (Кривая)): Position (Положение) - задает положение линии по отношению к точке щелчка, обозначенной желтым квадратом; Seed 1 (Отсчет 1), Seed 2 (Отсчет 2) - служат для перемещения по координатам U и V точки отсчета, соответствующей месту щелчка кнопкой мыши на поверхности и обозначаемой желтым квадратиком; Trim (Обрезка) - флажок, включающий режим обрезки поверхности вдоль выбранной изолинии; Flip Trim (Перевернуть обрезку) - флажок для смены обрезаемой и оставляемой частей поверхностей. Для выключения режима создания изолиний NURBS-поверхностей щелкните правой кнопкой мыши.

Если перейти на уровень подобъекта Curve (Кривая) и выделить кривую-изолинию, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Iso Curve (Изолиния), отличающийся от аналогичного свитка, показанного выше на рис. 13.160, наличием кнопки Replace Base Surface (Заменить базовую поверхность). Для замены родительской поверхности щелкните на этой кнопке, а затем - на новой поверхности из состава той же NURBS-коллекции. Кривая будет построена вдоль линии постоянного параметра U или V указанной поверхности.



NURBS-поверхность, построенная по методу U-лофтинга, и NURBS-кривая в форме круга подготовлены к проецированию кривой на поверхность



Рис. 13.162. NURBS-поверхность, построенная по методу U-лофтинга, и NURBS-кривая в форме круга подготовлены к проецированию кривой на поверхность












Свиток Vector Projected...



Рис. 13.163. Свиток Vector Projected Curve (Проекция кривой по вектору) с параметрами инструмента создания кривых методом проецирования на NURBS-поверхность




Для построения проекции в направлении нормали к поверхности переместите курсор в любое окно проекции. При использовании метода проекции по вектору следует учитывать, что в качестве такого вектора max 6 выбирает направление, перпендикулярное плоскости активного окна проекции. Поэтому для построения проекции в направлении заданного вектора переместите курсор в окно, где кривая видна на фоне поверхности. Лучше использовать для этой цели окна ортографических проекций, такие как Front (Вид спереди), Left (Вид слева), Тор (Вид сверху) и т. п. Операция проецирования считается корректной, если проекция кривой целиком находится на поверхности и не выступает за ее края. Курсор в окне проекции примет вид стрелки со значком, соответствующим значку на кнопке. Установите курсор на NURBS-кривую, которая приобретет синюю окраску. Курсор примет вид крестика. Щелкните кнопкой мыши и переместите курсор, за которым потянется пунктир, к поверхности. Поверхность окрасится синим цветом. Щелкните кнопкой мыши на поверхности. Место щелчка обозначится желтым квадратиком, и на поверхности появится кривая-проекция зеленого цвета. Если использовалось проецирование по вектору, то в окнах проекций будет изображен этот вектор в виде линии желтого цвета (рис. 13.164).









Кривая на NURBS-поверхности построена методом проецирования по вектору, показанному стрелкой



Рис. 13.164. Кривая на NURBS-поверхности построена методом проецирования по вектору, показанному стрелкой


Пока инструмент создания изолиний еще активен, для подгонки места расположения проецированной кривой можете применить к вектору проекции преобразование поворота в любом из окон проекций, где это удобно. Установка флажка Trim (Обрезка) обеспечивает обрезку поверхности по границе спроецированной кривой. Например, для поверхности, показанной на рис. 13.164, это приведет к образованию выреза в пределах кривой-проекции. Флажок Flip Trim (Перевернуть обрезку) служит для смены обрезаемой и оставляемой частей поверхности. Счетчики U Seed (Отсчет по U) и V Seed (Отсчет по V) служат для перемещения точки отсчета, соответствующей месту щелчка кнопкой мыши на родительской поверхности, по координатам U и V. В частности, если поверхность изогнута так, что родительская кривая может иметь проекцию на удаленную от нее сторону этой же поверхности, как в случае, показанном на рис. 13.162, то перемещение точки отсчета ближе к удаленной стороне приведет к тому, что проекция будет построена не на ближней к родительской кривой, а на дальней стороне поверхности. Для выключения режима создания изолиний NURBS-поверхностей щелкните правой кнопкой мыши.

Если перейти на уровень подобъекта Curve (Кривая) и выделить кривую-проекцию, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Iso Curve (Изолиния), отличающийся от аналогичного свитка, показанного выше на рис. 13.163, наличием двух кнопок: Replace Curve (Заменить кривую) и Replace Surface (Заменить поверхность). Для замены родительской кривой или поверхности щелкните на соответствующей кнопке, а затем - на новой кривой или поверхности из состава той же NURBS-коллекции.



Свиток CV Curve on...



Рис. 13.165. Свиток CV Curve on Surface (CV-кривая на поверхности) с параметрами инструмента создания кривых рисованием непосредственно на NURBS-поверхности




Переместите курсор в любое из окон проекций, где он примет вид стрелки со значком, соответствующим значку на кнопке. Установите курсор на NURBS-поверхность. Курсор примет вид крестика. Щелкните кнопкой мыши, чтобы создать первую управляющую вершину или опорную точку будущей кривой. Переместите курсор, за которым потянется линия, и щелкните еще раз, фиксируя следующую управляющую вершину или опорную точку. Продолжайте двигать курсор и щелкать кнопкой мыши, рисуя кривую (рис. 13.166). Кривая может быть как разомкнутой, так и замкнутой.









CV-кривая нарисована на криволинейной NURBS-поверхности



Рис. 13.166. CV-кривая нарисована на криволинейной NURBS-поверхности




Пока инструмент создания кривых на поверхности еще активен, настройте параметры созданной кривой. Установка флажка Trim (Обрезка) обеспечивает обрезку поверхности по границе спроецированной кривой. Флажок Flip Trim (Перевернуть обрезку) служит для смены обрезаемой и оставляемой частей поверхности. Параметры группы Automatic Reparametrization (Автоматическая перепараметризация) полностью аналогичны соответствующим параметрам, появляющимся для обычных CV-кривых в свитке CV Curve (CV-кривая) на уровне редактирования CV-кривой в целом. Установка флажка 2D View (2D-проекция) ведет к тому, что при первом же щелчке на выбранной поверхности появится окно диалога Edit Curve on Surface (Правка кривой на поверхности), показанное на рис. 13.167. В этом окне вы можете рисовать кривую на плоской развертке NURBS-поверхности, используя набор инструментов, предназначенных для редактирования формы кривой. Все эти инструменты были рассмотрены ранее при описании средств редактирования обычных CV- и точечных NURBS-кривых. Окно закрывается автоматически, как только вы щелкнете правой кнопкой мыши, завершая рисование кривой.









Окно диалога Edit...



Рис. 13.167. Окно диалога Edit Curve on Surface (Правка кривой на поверхности) позволяет рисовать и редактировать форму кривых на плоской развертке NURBS-поверхности


Для выключения режима создания кривых на NURBS-поверхности щелкните правой кнопкой мыши.

Если перейти на уровень подобъекта Curve (Кривая) и выделить CV-кривую на NURBS-поверхности, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток CV Curve on Surface (CV-кривая на поверхности), отличающийся от аналогичного свитка, показанного выше на рис. 13.165, наличием четырех кнопок: Replace Surface (Заменить поверхность), Edit (Правка), Rebuild (Перестроить) и Reparam. (Перепараметризовать). Для замены родительской поверхности щелкните на кнопке Replace Surface (Заменить поверхность), а затем - на новой поверхности из состава той же NURBS-коллекции. Кнопка Edit (Правка) вызывает показанное выше окно диалога Edit Curve on Surface (Правка кривой на поверхности). Назначение и использование кнопок было описано выше в разделе «Редактирование NURBS-кривых на уровне кривых в целом». В свитке Point Curve on Surface (Точечная кривая на поверхности), появляющемся в режиме редактирования точечной кривой на поверхности, имеются только две дополнительные кнопки: Replace Surface (Заменить поверхность) и Edit (Правка).

В кривую на поверхности (Сипе on Surface - COS) можно превратить любую зависимую от поверхности кривую, например линию пересечения поверхностей или кривую-проекцию, инструменты создания которых были рассмотрены ранее. Для такого преобразования следует выделить зависимую кривую на уровне подобъекта Curve (Кривая). В свитке Curve Common (Кривая в целом), показанном ранее на рис. 13.116, правее кнопки Reverse (Обратить) появится кнопка Make COS (Сделать кривой на поверхности). Если щелкнуть на этой кнопке, то появится окно диалога Convert Curve on Surface (Превратить в кривую на поверхности), показанное на рис. 13.168.



Окно диалога Convert...



Рис. 13.168. Окно диалога Convert Curve on Surface (Превратить в кривую на поверхности) позволяет превратить зависимую кривую в кривую на NURBS-поверхности


Укажите тип преобразуемой кривой, установив переключатель этого окна в одно из двух положений: CV Curve on Surface (CV-кривая на поверхности) или Point Curve on Surface (Точечная кривая на поверхности). Счетчики Number of CVs (Число CV) и Number of Points (Число точек) задают число управляющих вершин или точек для преобразуемой кривой.

Кривая типа COS утрачивает зависимость от первой родительской поверхности, если это линия пересечения, или от родительской кривой, если это проекция, но сохраняет зависимость от поверхности, на которой располагается.



Создана кривая в виде линии обводки контура кривой, лежащей на NURBS-поверхности



Рис. 13.169. Создана кривая в виде линии обводки контура кривой, лежащей на NURBS-поверхности


Пока инструмент создания кривых обводки еще активен, настройте сдвиг контурной кривой от родительской поверхности с помощью счетчика Offset (Сдвиг). Для выключения режима создания кривых на NURBS-поверхности щелкните правой кнопкой мыши.

Если перейти на уровень подобъекта Curve (Кривая) и выделить кривую обводки, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Surface Offset Curve (Кривая обводки поверхности), отличающийся от аналогичного свитка режима создания кривой наличием кнопки Replace Curve (Заменить кривую). Для замены родительской кривой щелкните на кнопке, а затем щелкните на новой кривой, лежащей на той же NURBS-поверхности.



Создана кривая по краю NURBS-поверхности



Рис. 13.170. Создана кривая по краю NURBS-поверхности


Пока инструмент создания кривых вдоль краев поверхности еще активен, настройте положение точки отсчета края поверхности, обозначенной желтым квадратом, с помощью счетчиков Seed 1 (Отсчет 1) и Seed 2 (Отсчет 2), сдвигающих точку отсчета по координатам U и V. Для выключения режима создания кривых по краям NURBS-поверхности щелкните правой кнопкой мыши.

Если перейти на уровень подобъекта Curve (Кривая) и выделить кривую по краю поверхности, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Surface Edge Curve (Кривая по краю поверхности), отличающийся от аналогичного свитка режима создания кривой наличием кнопки Replace Surface (Заменить поверхность). Для замены родительской поверхности щелкните на кнопке, а затем щелкните на новой NURBS-поверхности из той же коллекции.



Свиток Create Surfaces (Создать поверхности) с инструментами создания NURBS-поверхностей различного типа



Рис. 13.171. Свиток Create Surfaces (Создать поверхности) с инструментами создания NURBS-поверхностей различного типа












Процесс создания преобразованной NURBS-поверхности в виде копии поверхности-оригинала



Рис. 13.172. Процесс создания преобразованной NURBS-поверхности в виде копии поверхности-оригинала


Для выключения режима создания преобразованной NURBS-поверхности щелкните правой кнопкой мыши.

Преобразованную поверхность можно дополнительно масштабировать или поворачивать на уровне подобъекта Surface (Поверхность), при этом ее зависимость от родительской поверхности сохраняется.

Если перейти на уровень подобьекта Surface (Поверхность) и выделить преобразованную поверхность, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Transform Surface (Преобразованная поверхность) с единственной кнопкой Replace Base Surface (Сменить базовую поверхность), позволяющей заменить родительскую поверхность преобразованной. Щелкните на этой кнопке, а затем щелкните в любом окне проекции на какой-либо иной поверхности из состава той же NURBS-коллекции. Выбранная поверхность становится родительской но отношению к преобразованной, которая принимает ее форму, сохраняя относительно нее то же смещение, какое имела эта преобразованная поверхность по отношению к предыдущей родительской.



Свиток Blend Surface (Переходная поверхность) с параметрами инструмента создания переходных NURBS-поверхностей



Рис. 13.173. Свиток Blend Surface (Переходная поверхность) с параметрами инструмента создания переходных NURBS-поверхностей




Переместите курсор в любое из окон проекций, где он примет вид стрелки со значком, соответствующим значку на кнопке. Установите курсор на одну из NURBS-поверхностей. Курсор примет вид крестика, а ближайший к курсору край поверхности окрасится синим цветом. Щелкните кнопкой мыши и переместите курсор ко второй поверхности. Как и в первом случае, ближайший к месту расположения курсора край второй поверхности будет выделен синим цветом (рис. 13.174, а). Щелкните на второй поверхности, и между выбранными краями появится переходная поверхность (рис. 13.174, б).









Процесс указания краев NURBS-поверхностей (а) завершается созданием переходной поверхности (б)



Рис. 13.174. Процесс указания краев NURBS-поверхностей (а) завершается созданием переходной поверхности (б)




Пока инструмент создания переходной поверхности еще активен, настройте кривизну этой поверхности в местах стыка с родительскими поверхностями с помощью счетчиков Tension 1 (Натяжение 1) и Tension 2 (Натяжение 2). При значении 0 переходная поверхность образует резкий переход в месте стыка с краем родительской поверхности. Чем больше значение параметра, тем в большей степени переходная поверхность сохраняет направление родительской поверхности и тем на большем удалении от конца родительской поверхности она будет изгибаться. Если переходная поверхность сформировалась с перекручиванием (рис. 13.175), то устраните дефект за счет установки одного из флажков Flip End 1 (Перевернуть край 1) или Flip End 2 (Перевернуть край 2), которые изменяют на обратное направление кривых на краях стыкуемых поверхностей. Флажки Flip Tangent 1 (Перевернуть касательные 1) или Flip Tangent 2 (Перевернуть касательные 2) позволяют изменить на противоположное направления касательных в области краев каждой из родительских поверхностей. Тем самым можно влиять на гладкость стыка переходной поверхности с родительскими. Счетчики Start Point 1 (Точка начала 1) и Start Point 2 (Точка начала 2) служат для перемещения точек, выбранных на краях обеих родительских поверхностей, вдоль этих краев.









Из-за рассогласования направлений кривых на краях NURBS-поверхностей переходная поверхность имеет перекрутку



Рис. 13.175. Из-за рассогласования направлений кривых на краях NURBS-поверхностей переходная поверхность имеет перекрутку


Для выключения режима создания переходной NURBS-поверхности щелкните правой кнопкой мыши.

Если перейти на уровень подобъекта Surface (Поверхность) и выделить переходную поверхность, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Blend Surface (Переходная поверхность), отличающийся от показанного выше на рис. 13.173 наличием двух кнопок: Replace Frist Edge (Заменить первый край) и Replace Second Edge (Заменить второй край). Для замены краев любой из родительских поверхностей щелкните на одной из этих кнопок, а затем - на новом крае соответствующей NURBS-поверхности. Переходная поверхность пристыкуется к обозначенному краю родительской поверхности.



Свиток Offset Surface (Смешенная поверхность) с параметрами инструмента создания смешенных NURBS-поверхностей



Рис. 13.176. Свиток Offset Surface (Смешенная поверхность) с параметрами инструмента создания смешенных NURBS-поверхностей




Переместите курсор в любое из окон проекций, где он примет вид стрелки со значком, соответствующим значку на кнопке. Установите курсор на любую из NURBS-поверхностей, которая окрасится синим цветом. Курсор примет вид крестика. Щелкните кнопкой мыши и перетаскивайте курсор, вместе с которым будет перемещаться и зависимая смещенная поверхность. Для фиксации положения смещенной поверхности отпустите кнопку мыши (рис. 13.177).









Результат создания смешенной NURBS-поверхности



Рис. 13.177. Результат создания смешенной NURBS-поверхности




При необходимости отрегулируйте расстояние смещенной поверхности от родительской с помощью счетчика Offset (Сдвиг) свитка Offset Surface (Смещенная поверхность). Установка флажка Flip Normals (Перевернуть нормали) позволяет перевернуть нормали созданной поверхности, а установка флажка Сар (Накрыть) ведет к построению дополнительных поверхностей, соединяющих края родительской и смещенной поверхностей (рис. 13.178).









При установке флажка Сар (Накрыть) края смешенной и родительской NURBS- поверхностей соединяются боковыми стенками



Рис. 13.178. При установке флажка Сар (Накрыть) края смешенной и родительской NURBS- поверхностей соединяются боковыми стенками


Для выключения режима создания смещенной NURBS-поверхности щелкните правой кнопкой мыши.

Если перейти на уровень подобъекта Surface (Поверхность) и выделить смещенную поверхность, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Offset Surface (Смещенная поверхность), отличающийся от аналогичного свитка, появляющегося в режиме создания кривой, отсутствием флажков и наличием кнопки Replace Base Surface (Заменить базовую поверхность). Для замены родительской поверхности щелкните на кнопке, а затем - на новой поверхности из состава той же NURBS-коллекции. Смещенная поверхность примет форму обводов новой родительской поверхности и разместится относительно нее на том же расстоянии, на каком контур размещался относительно прежней родительской поверхности.



Свиток Mirror Surface (Зеркальная поверхность) с параметрами инструмента создания зеркальных NURBS-поверхностей



Рис. 13.179. Свиток Mirror Surface (Зеркальная поверхность) с параметрами инструмента создания зеркальных NURBS-поверхностей




Переместите курсор в любое из окон проекций, где он примет вид стрелки со значком, соответствующим значку на кнопке. Установите курсор на любую из NURBS-поверхностей, которая окрасится синим цветом. Курсор примет вид крестика. Щелкните кнопкой мыши и перетаскивайте курсор, вместе с которым будет перемещаться и зависимая зеркальная поверхность (рис. 13.180). Значок желтого цвета в виде прямоугольника с исходящей из его центра по обе стороны от плоскости двунаправленной стрелкой указывает текущую плоскость зеркального отражения. Для фиксации положения зеркальной поверхности отпустите кнопку мыши.









Процесс создания зеркальной NURBS-поверхности



Рис. 13.180. Процесс создания зеркальной NURBS-поверхности


Если нужно изменить направление зеркального отражения, используйте переключатели X, Y и Z раздела Mirror Axis (Ось отражения) для выбора соответствующей оси отражения. Переключатели XY, YZ и XZ позволяют расположить плоскость отражения под углом 45° к осям системы координат. При необходимости отрегулируйте расстояние зеркальной кривой от родительской с помощью счетчика Offset (Сдвиг) свитка Mirror Surface (Зеркальная поверхность). Флажок Flip Normals (Перевернуть нормали) позволяет перевернуть нормали созданной зеркальной поверхности. Для выключения режима создания зеркальной NURBS-поверхности щелкните правой кнопкой мыши.

Если перейти на уровень подобъекта Surface (Поверхность) и выделить зеркальную поверхность, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Mirror Surface (Зеркальная поверхность), отличающийся от аналогичного свитка, появляющегося в режиме создания поверхности, отсутствием флажка и наличием кнопки Replace Base Surface (Заменить базовую поверхность). Для замены родительской поверхности щелкните на кнопке, а затем - на новой поверхности из состава той же NURBS-коллекции. Зеркальная поверхность превратится в зеркальную копию новой родительской поверхности и разместится относительно нее на том же расстоянии, на каком размещалась относительно прежней родительской поверхности.



Свиток Ruled Surf (Направляемая поверхность) с параметрами инструмента создания NURBS-поверхностей по двум направляющим



Рис. 13.181. Свиток Ruled Surf (Направляемая поверхность) с параметрами инструмента создания NURBS-поверхностей по двум направляющим




Переместите курсор в любое из окон проекций, где он примет вид стрелки со значком, соответствующим значку на кнопке. Установите курсор на любую из NURBS-кривых, которая окрасится синим цветом. Курсор примет вид крестика. Щелкните кнопкой мыши и переместите курсор ко второй кривой, которая также окрасится синим цветом (13.182, а). Щелкните на второй кривой, и между ними как между двумя направляющими будет создана зависимая направляемая поверхность (рис. 13.182, б).









После указания направляющих кривых (а) между ними создается зависимая направляемая NURBS-поверхность (б)



Рис. 13.182. После указания направляющих кривых (а) между ними создается зависимая направляемая NURBS-поверхность (б)




Пока инструмент создания направляемой двумя кривыми поверхности еще активен, можете настроить следующие параметры свитка Ruled Surface (Направляемая поверхность): Flip Beginning (Перевернуть начало), Rip End (Перевернуть конец) - изменяют на обратное направление кривых на краях формируемой поверхности, что позволяет устранить ее возможное перекручивание (рис. 13.183);









Если направляемая NURBS-поверхность сформируется с перекручиванием, переверните одну из направляющих кривых



Рис. 13.183. Если направляемая NURBS-поверхность сформируется с перекручиванием, переверните одну из направляющих кривых


Start Point 1 (Точка начала 1) и Start Point 2 (Точка начала 2) - служат для перемещения точек, выбранных на обеих родительских кривых, вдоль этих кривых; Flip Normals (Перевернуть нормали) - позволяет при необходимости перевернуть нормали созданной поверхности. Для выключения режима создания направляемой NURBS-поверхности щелкните правой кнопкой мыши.

Если перейти на уровень подобъекта Surface (Поверхность) и выделить поверхность, созданную по направляющим, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Ruled Surf (Направляемая поверхность), отличающийся от аналогичного свитка, появляющегося в режиме создания поверхности, отсутствием флажка Flip Normals (Перевернуть нормали) - такой флажок появляется в свитке Surface Common (Поверхность в целом) - и наличием кнопок Replace First Curve (Заменить первую кривую) и Replace Second Curve (Заменить вторую кривую). Для замены любой из родительских кривых щелкните на соответствующей кнопке, а затем - на новой кривой из состава той же NURBS-коллекции. Направляемая поверхность воспримет в качестве направляющей новую кривую.



Свиток Cap Surface...



Рис. 13.184. Свиток Cap Surface (Поверхность-крышка) с параметрами инструмента создания NURBS- поверхности, накрываюшей другую цилиндрическую поверхность




Переместите курсор в любое из окон проекций, где он примет вид стрелки со значком, соответствующим значку на кнопке. Установите курсор на край цилиндрической NURBS-поверхности. Курсор примет вид крестика, а выбранный край окрасится синим цветом (рис. 13.185, а). Щелкните кнопкой мыши, и будет создана зависимая поверхность-крышка (рис. 13.185, б).









После указания края цилиндрической NURBS-поверхности (а) создается поверхность-крышка (б)



Рис. 13.185. После указания края цилиндрической NURBS-поверхности (а) создается поверхность-крышка (б)




Пока инструмент создания поверхности по направляющим кривым еще активен, можете перевернуть нормали созданной крышки, установив флажок Flip Normals (Перевернуть нормали). Счетчик Start Point (Точка начала) служит для перемещения начальной точки, обозначенной на краю цилиндрической поверхности, по периметру этого края. Для выключения режима создания поверхности-крышки щелкните правой кнопкой мыши.







Свитки 1-Rail Sweep Surface (Поверхность с одной направляющей) и 2-Rail Sweep Surface (Поверхность с двумя направляюшими)



Рис. 13.186. Свитки 1-Rail Sweep Surface (Поверхность с одной направляющей) и 2-Rail Sweep Surface (Поверхность с двумя направляюшими)




Для создания поверхности по одной направляющей и сечению переместите курсор в любое из окон проекций, где он примет вид стрелки со значком, соответствующим значку на кнопке. Щелкните на кривой, которая должна играть роль направляющей (rail). Кривая окрасится синим цветом. Переместите курсор, за которым потянется пунктир, к кривой сечения (section), как показано на рис. 13.187, а, и щелкните кнопкой мыши. Зависимая поверхность будет создана как результат выдавливания сечения вдоль направляющей (рис. 13.187, б). Поверхность, скорее всего, потребует настройки. Если в составе поверхности должно использоваться несколько сечений, щелкните последовательно на каждом из них. Для создания поверхности по двум направляющим и сечению концы сечения должны быть совмещены с концами направляющих. Сначала следует щелкнуть на кривой, которая будет играть роль первой направляющей, потом - на кривой второй направляющей, а затем - на кривой первого и остальных сечений. Щелкните правой кнопкой мыши для выключения режима выбора кривых.









После указания направляющей и сечения (а) создается NURBS-поверхность (б), требующая настройки



Рис. 13.187. После указания направляющей и сечения (а) создается NURBS-поверхность (б), требующая настройки












NURBS-поверхность, построенная по одной направляющей и двум сечениям, после настройки параметров



Рис. 13.188. NURBS-поверхность, построенная по одной направляющей и двум сечениям, после настройки параметров












После указания краев сочленяемых NURBS-поверхностей (а) создается многосторонняя переходная поверхность (б)



Рис. 13.189. После указания краев сочленяемых NURBS-поверхностей (а) создается многосторонняя переходная поверхность (б)


Для выключения режима создания многосторонней переходной поверхности щелкните правой кнопкой мыши.

При переходе на уровень подобъекта Surface (Поверхность) и выделении многосторонней переходной поверхности на панели Modify (Изменить) не появляется никаких дополнительных параметров по сравнению с теми, которые были рассмотрены выше в разделе «Редактирование NURBS-поверхностей на уровне поверхностей».



Свиток Multicurve Trimmed Surface (Поверхность с множественной обрезкой)



Рис. 13.190. Свиток Multicurve Trimmed Surface (Поверхность с множественной обрезкой)




Переместите курсор в любое из окон проекций, где он примет вид стрелки со значком, соответствующим значку на кнопке. Установите курсор на NURBS-поверхность, которая окрасится в желтый цвет. Курсор примет вид крестика. Щелкните на поверхности кнопкой мыши и переместите курсор, за которым потянется пунктир, к первой кривой контура обрезки. Щелкните на ней, а затем на последовательно «общелкайте» остальные кривые (рис. 13.191, а). В заключение щелкните правой кнопкой мыши, и обрезка будет выполнена (рис. 13.191, б). Если поверхность приобретет оранжевый цвет, указывающий на некорректность результата, это, скорее всего, является следствием неточного соединения концов кривых. Сильно увеличьте масштаб области окна проекции в районе стыка концов кривых контура обрезки и соедините концевые точки, используя инструмент Fuse (Совместить).









После указания кривых обрезки (а) NURBS-поверхностъ обрезается по их контуру (б)



Рис. 13.191. После указания кривых обрезки (а) NURBS-поверхностъ обрезается по их контуру (б)


Пока инструмент множественной обрезки поверхности еще активен, можете использовать следующие доступные элементы управления свитка Multicurve Trimmed Surface (Поверхность с множественной обрезкой): Remove (Удалить) - щелчок на этой кнопке удаляет кривую контура обрезки, выделенную в списке Trim Curves (Кривые обрезки), из состава обрезаемой поверхности; Flip Trim (Перевернуть обрезку) - позволяет сменить обрезаемую и оставляемую части поверхности; Flip Normals (Перевернуть нормали) - позволяет перевернуть нормали обрезаемой поверхности.

Остальные кнопки доступны только в режиме редактирования поверхности на уровне подобъекта Surface (Поверхность).

Для выключения режима создания многосторонней переходной поверхности-крышки щелкните правой кнопкой мыши.

Если перейти на уровень подобъекта Surface (Поверхность) и выделить поверхность с множественной обрезкой, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Multicurve Trimmed Surface (Поверхность с множественной обрезкой), отличающийся от аналогичного свитка, появляющегося в режиме создания поверхности, отсутствием флажка Flip Normals (Перевернуть нормали), наличием кнопки Edit Curves (Правка кривых), а также тем, что в нем становятся доступными дополнительные элементы управления:

Insert (Вставить) - служит для добавления новой кривой в состав контура обрезки. Выделите в списке Trim Curves (Кривые обрезки) имя кривой, выше которой в список должна быть добавлена новая кривая. Чтобы поместить новое сечение в низ списка, выделите строку ----End---- Щелкните на кнопке, а затем на новой кривой в любом окне проекции; Replace (Заменить) - позволяет заменить выделенную в списке кривую. Щелкните на кнопке и выделите новую кривую в любом окне проекции; Edit Curves (Правка кривых) - обеспечивает возможность редактирования формы кривых, выделенных в списке, без перехода на уровень подобъекта Curve (Кривая).

Свиток Fillet Surface (Поверхность-фаска) с параметрами создания поверхности-фаски на месте стыка двух родительских NURBS-поверхностей



Рис. 13.192. Свиток Fillet Surface (Поверхность-фаска) с параметрами создания поверхности-фаски на месте стыка двух родительских NURBS-поверхностей




Переместите курсор в любое из окон проекций, где он примет вид стрелки со значком, соответствующим значку на кнопке (рис. 13.193, а). Установите курсор на первую из NURBS-no-верхностей. Курсор примет вид крестика, а поверхность окрасится синим цветом. Щелкните кнопкой мыши и переместите курсор, за которым потянется пунктир, ко второй поверхности. Щелкните на ней, и вдоль стыка будет создана поверхность-фаска, имеющая по умолчанию достаточно малый радиус. Пока инструмент создания поверхности-фаски еще активен, настройте значение радиуса закругления фаски в счетчике Start Radius (Начальный радиус) свитка Fillet Surface (Поверхность-фаска), как показано для примера на рис. 13.193, б. Этот счетчик задает значение радиуса закругления фаски в месте стыка с первой из выбранных поверхностей. При этом по умолчанию значение величины End Radius (Конечный радиус) меняется аналогичным образом, так как эти параметры сблокированы - нажата кнопка Lock (Блокировка). Чтобы получить возможность раздельной настройки начального и конечного радиусов закругления фаски, щелкните на кнопке Lock (Блокировка).









Вдоль стыка двух NURBS-поверхностей (а) создается поверхность-фаска (б)



Рис. 13.193. Вдоль стыка двух NURBS-поверхностей (а) создается поверхность-фаска (б)




Продолжите настройку фаски, используя для этого следующие параметры свитка Fillet Surface (Поверхность-фаска): Radius Interpolation (Интерполяция радиуса) - переключатель на два положения, определяющий способ интерполяции значений начального и конечного радиусов кривизны фаски: Linear (Линейная) или Cubic (Кубическая). Доступен только при выключенной блокировке, когда кнопка Lock (Блокировка) не нажата; Seeds (Отсчеты) - группа счетчиков, задающих положение точек отсчета, в которых были выполнены щелчки кнопкой мыши, на первой поверхности: Surface 1X (Поверхность 1X) и Surface 1Y (Поверхность 1Y), а также на второй поверхности: Surface 2X (Поверхность 2Х) и Surface 2Y (Поверхность 2Y). Изменение положений точек отсчета влияет на расположение поверхности фаски по отношению к стыку родительских поверхностей; Trim Surface (Обрезать поверхность), Rip Trim (Перевернуть обрезку) - флажки, предназначенные для обрезки краев первой и второй стыкуемых поверхностей (рис. 13.194), а также для смены обрезаемой и оставляемой частей родительских поверхностей; Flip Normals (Перевернуть нормали) - позволяет перевернуть нормали поверхности-фаски.









Родительские NURBS-поверхности обрезаны по краям поверхности-фаски



Рис. 13.194. Родительские NURBS-поверхности обрезаны по краям поверхности-фаски


Для выключения режима создания поверхности-фаски щелкните правой кнопкой мыши.

При переходе на уровень подобъекта Surface (Поверхность) и выделении поверхности-фаски на панели Modify (Изменить) появится свиток Fillet Surface (Поверхность-фаска), отличающийся от аналогичного свитка, появляющегося в режиме создания поверхности, отсутствием флажка Flip Normals (Перевернуть нормали), а также наличием кнопок Replace First Surface (Заменить первую поверхность) и Replace Second Surface (Заменить вторую поверхность). Для замены любой из родительских поверхностей щелкните на соответствующей кнопке, а затем - на новой поверхности из состава той же NURBS-коллекции. Поверхность-фаска будет автоматически перестроена.



Окно диалога Sub-Object...



Рис. 13.195. Окно диалога Sub-Object Clone Options (Параметры дублирования подобъектов) позволяет выбрать вариант дублирования подобъектов NURBS-объекта


Рассмотрим назначение параметров этого окна на примере создания дубликата NURBS-поверхности, построенной методом U-лофтинга (рис. 13.196).



NURBS-поверхность, построенная методом U-лофтинга по трем опорным сечениям в виде окружностей



Рис. 13.196. NURBS-поверхность, построенная методом U-лофтинга по трем опорным сечениям в виде окружностей


Выполните следующие действия:

Выделите поверхность тела U-лофтинга на уровне подобъекта Surface (Поверхность). Нажав и удерживая клавишу Shift, переместите поверхность с помощью инструмента Select and Move (Выделить и переместить). Установите переключатель в появившемся окне диалога Sub-Object Clone Options (Параметры дублирования подобъектов) в одно из следующих положений: Relational Copy (Копия с зависимостями) - будет выполнено копирование NURBS-объекта вместе со всеми родительскими объектами, от которых он зависит. Например, создание дубликата поверхности U-лофтинга в виде копии с зависимостями предполагает копирование также всех NURBS-кривых, играющих роль опорных сечений тела лофтинга. При этом флажок Include Relational Parent(s) (Включить родительский объект(ы)) устанавливается по умолчанию и становится недоступным для использования, так как создание копии NURBS-объекта со всеми зависимостями обязательно предполагает и копирование родительских объектов. Созданный дубликат поверхности сохраняет зависимость от своих родительских объектов, но оказывается полностью независимым от оригинала и не меняется при его модификации (рис. 13.197);



Копия NURBS-поверхности...



Рис. 13.197. Копия NURBS-поверхности с зависимостями (сверху) меняется при редактировании ее опорных сечений, но не реагирует на изменение опорных сечений поверхности-оригинала (снизу)




Independent Copy (Независимая копия) - создается независимый дубликат NURBS-объекта, утрачивающий связь не только с оригиналом, но и со своими родительскими объектами. Если при этом установить флажок Include Relational Parent(s) (Включить родительский объект(ы)), то родительские объекты дубликата тоже будут продублированы, однако их влияние на скопированный объект будет утрачено (рис. 13.198);









Независимая копия...



Рис. 13.198. Независимая копия NURBS- поверхности (сверху) не реагирует ни на изменение опорных сечений поверхности-оригинала (снизу), ни на модификацию скопированных вместе с ней кривых-сечений




Copy as Transform Object(s) (Копия как преобразованный объект(ы)) - будет создан дубликат NURBS-объекта в виде преобразованного объекта (точки, кривой или поверхности). Преобразованный объект сохраняет полную зависимость от оригинала и меняет свою форму при его модификации. Если при этом установить флажок Include Relational Parent(s) (Включить родительский объект(ы)), то родительские объекты дубликата будут продублированы, но тоже как преобразованные объекты (рис. 13.199).









Форма копии NURBS-поверхности...



Рис. 13.199. Форма копии NURBS-поверхности в виде преобразованного объекта и всех ее родительских кривых (сверху) зависит от изменения опорных сечений поверхности-оригинала (снизу)












Окно диалога Material Editor (Редактор материалов)



Рис. 14.1. Окно диалога Material Editor (Редактор материалов)


Свитки параметров материалов будут рассмотрены в следующей главе, а назначение и использование ячеек образцов и инструментов управления материалами описывается ниже.



Контекстное меню настройки ячеек образцов окна Редактор материалов



Рис. 14.2. Контекстное меню настройки ячеек образцов окна Редактор материалов


Это меню содержит следующие команды:

Drag/Copy (Копирование при перетаскивании) - позволяет перетаскивать образен текущего материала и копировать его в ячейку другого образца для создания копии материала. Так же можно копировать и материал в одном из окон проекций непосредственно на объект сцены; Drag/Rotate (Вращение при перетаскивании) - позволяет применять инструмент Arc Rotate (Повернуть) в окне ячейки образца. Если данный режим активен, то курсор в ячейке образца меняет свой вил на курсор инструмента Arc Rotate (Повернуть). Щелчок кнопкой мыши и последующее перетаскивание курсора ведут к повороту образца материала; Reset Rotation (Сброс поворота) - позволяет отменить поворот образца после рассмотрения со всех сторон и восстановить его исходный ракурс; Render Map (Визуализировать карту) - эта команда становится доступной только в меню той ячейки образца, материал которой основан на карте текстуры, и позволяет выполнить визуализацию образца текстурной карты, в том числе с учетом анимации параметров текстуры. Выбор команды ведет к появлению окна диалога Render Map (Визуализация карты). Это окно представляет собой сильно упрощенный вариант окна диалога Render Scene (Визуализация сцены), подробно рассматриваемого в главе 17 «Визуализация сцен и имитация эффектов внешней среды». Для выполнения визуализации щелкните на кнопке Render (Визуализировать). Результаты визуализации карты текстуры демонстрируются в окне визуализированного кадра или записываются в файл; Options (Параметры) - позволяет выполнить настройку параметров Редактора материалов, вызывая окно диалога Material Editor Options (Параметры Редактора материалов), которое будет рассмотрено ниже в разделе «Настройка параметров редактора материалов»; Magnify (Увеличить) - вызывает окно диалога, показанное на рис. 14.3 и демонстрирующее увеличенный вариант образца материала. Для дополнительного увеличения изображения в окне Magnify (Увеличение) следует растянуть рамку окна. Для изображения материала в этом окне диалога применяется сканирующий визуализатор, обеспечивающий наилучшее качество отображения. При просмотре материалов на основе карт текстуры или процедурных карт обновление изображения в окне Magnify (Увеличение) может занять несколько секунд, особенно если сильно увеличить размер окна. Установка флажка Auto (Авто) обеспечивает автоматическое обновление изображения материала при изменении его характеристик. Кнопка Update (Обновить), которая становится доступной после сброса флажка Auto (Авто), служит для обновления внешнего вида материала вручную; 3x2/5x3/6x4 Sample Windows (3x2/5x3/6x4 ячейки образцов) - однотипные команды выбора режимов показа 6. 15 или 24 ячеек образцов материалов.



Окно Magnify (Увеличение) позволяет подробно рассмотреть свойства материала



Рис. 14.3. Окно Magnify (Увеличение) позволяет подробно рассмотреть свойства материала


Ячейки образцов «горячих» и «холодных» материалов

Материал, представленный в ячейке образца Редактора материалов, но не назначенный ни одному из объектов сцены, считается «холодным». Редактирование «холодного» материала никак не сказывается на внешнем виде сцены.

Материал считается «горячим», если он назначен одному или нескольким объектам сцены. По углам ячейки образца «горячего» материала появляются четыре белых треугольника, как показано на рис. 14.4. Если объект, которому назначен этот материал, к тому же выделен, то треугольники в углах ячейки заливаются белым цветом. При внесении изменений в любой из параметров «горячего» материала в Редакторе материалов эти изменения автоматически отображаются на объектах сцены. Один и тот же материал может быть загружен в несколько ячеек, но только одна из них может быть «горячей».



Ячейки образцов: а...



Рис. 14.4. Ячейки образцов: а - «холодного» материала, б- «горячего» материала, в - «горячего» материала выделенного объекта


В ряде случаев бывает необходимо настроить материал в Редакторе материалов, не оказывая прямого воздействия на вид сцены. Для того чтобы сделать ячейку образца «горячего» материала «холодной», активизируйте ее и щелкните на кнопке Make Material Copy (Копировать материал), расположенной в группе инструментов окна Редактора материалов. В результате создается копия материала, которая помещается в ту же ячейку образца, но этот материал уже не помечается как «горячий».



Инструменты управления окна Редактор материалов



Рис. 14.5. Инструменты управления окна Редактор материалов


Эти кнопки являются инструментами управления Редактором материалов и имеют следующее назначение:



Щелчок на строке Color...



Рис. 14.6. Щелчок на строке Color 2 в окне Путеводителя по материалам/картам текстур вызывает в окне Редактора материалов переход на уровень работы с текстурной картой, замещаюшей цвет Color 2 в составе материала Wood Checker












с шахматным фоном



Рис. 14.7. с шахматным фоном


Ниже инструментальных кнопок Редактора материалов находятся следующие элементы управления (см. рис. 14.1):



Окно диалога Clean Multi-Materials (Очистить мультиматериалы)



Рис. 14.8. Окно диалога Clean Multi-Materials (Очистить мультиматериалы)




Instance Duplicate Maps (Сделать дублирующиеся текстуры образцами) - вызывает появление окна диалога с таким же названием (рис. 14.9). Если в составе нескольких материалов используется одна и та же карта растровой текстуры, то наименование файла, из которого берется ее изображение, будет приведено в раскрывающемся списке Duplicated Textures (Текстуры-дубликаты). В средней части окна будут перечислены материалы, в которых применяется эта текстура. Для замены текстур во всех этих материалах дубликатами-образцами одного и того же файла выделите имена материалов и щелкните на кнопке Instance (Образец). Щелчок на кнопке Instance All (Все как образцы) приведет к замене всех дублирующихся текстурных карт дубликатами-образцами одного файла. Это обеспечит экономию объема хранимой в сцене информации, так как образцы - это всего лишь ссылки на оригинал.









Окно диалога Instance Duplicate Maps (Сделать дублирующиеся текстуры образцами)



Рис. 14.9 Окно диалога Instance Duplicate Maps (Сделать дублирующиеся текстуры образцами)