Конечно, существует масса более приятных способов потратить свое время, чем подготовка презентации. Если бы я попросил вас назвать пять ваших любимых занятий, попало бы в их число проведение презентаций? Сомневаюсь.
А теперь - откровение. Большинству людей нравится сидеть на презентациях еще меньше, чем вам - выступать. И это не шутка. Приглашенные пойдут на все, чтобы не присутствовать на вашей презентации: обман, оправдания, ложные звонки на пейджер. Они даже могут попросить своего секретаря зайти в аудиторию через 10 минут после начала презентации с пустым листом бумаги, а сами сделают вид, что решают, оставаться им или нет.
Учтите, в этом нет ничего личного. Это просто означает, что в их системе ценностей присутствие на презентации - любой презентации, - находится на ступень ниже, чем выступление с презентацией. Я, например, ценю презентации намного ниже, чем следующие занятия: 1) держаться за руки с Джуди, 2) играть в теннис, 3) кататься на велосипеде, 4) ходить в букинистические магазины или 5) посещать массажиста.
Поэтому, пожалуйста, выдвиньте людям веский аргумент для присутствия на этой презентации. Дайте им почувствовать, что их присутствие необходимо для успеха вашего проекта, что вы ничего не сможете сделать без их согласия. Если они не одобрят дальнейшие действия, вы не сможете двигаться дальше. Вам нужны их проницательность, их положение в организации, их опыт, - иначе вы погибли.
Поэтому вам надо сформулировать свою цель, а лучший способ это сделать - написать одним предложением, каких действий или выводов вы хотите добиться от слушателей в результате вашей презентации. Здесь есть некоторые нюансы:
Однажды мне довелось работать с парой предпринимателей, которым надо было подготовить презентацию для руководителей инвестиционного банка. Я попросил каждого из них сформулировать цель презентации. Первый написал: "Я хочу произвести впечатление на аудиторию". "Нет ничего проще, - ответил я. - Отправь им билеты на самое зажигательное шоу в городе. Это их точно впечатлит". Второй был более конкретен: "Я хочу, чтобы слушатели вложили деньги в разработку нового продукта". Это уже было лучше. Предложив ему однодолларовую банкноту, я спросил, достиг ли он своей цели. "Конечно, нет! Мне нужно полтора миллиона долларов", - ответил он. Конечно-конечно! Потри лампу Аладдина! Более реалистичным было бы убедить инвестировать 250 тысяч долларов для тестирования идеи на рынке, а затем провести вторую презентацию для одобрения дополнительных расходов.
Рассказать, насколько вы продвинулись в своей работе к настоящему моменту, - неудачная цель. Будете ли вы удовлетворены, если в конце презентации услышите от присутствующих: "Спасибо! Сейчас мы знаем, на какой стадии работы вы находитесь"? Вы, очевидно, хотите, чтобы слушатели сделали что-то с помощью представленной вами информации или в связи с ней, или одобрили переход к следующей стадии вашей работы.
Если вы считаете, что цель - проинформировать аудиторию о чем-то или заставить ее что-то понять - этого тоже недостаточно; любая презентация преследует такие цели. Суть в том, что слушатели должны сделать с вашей информацией. Будьте конкретны. К примеру:
Вы хотите, чтобы городской совет подписал постановление, разрешающее размещение свалки отходов в данном месте.Вы хотите, чтобы основатель компании одобрил стратегию, направленную на закрытие двух заводов.
Вы хотите, чтобы руководители бизнес-единиц начали программу сокращения издержек.
Четко сформулированная цель имеет огромную ценность.
Готовить презентации без четкой цели - все равно что пытаться без формочки придать форму желе. Вы только все испортите. Цель - это постоянное напоминание о том, чего вы хотите достичь в данной аудитории в данное время. Запишите ее, прежде чем приступить к сбору материалов и определению способа их представления.